Психология и воспитание <br>детей

Нина Пикулева. Большой вопрос

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.50 ( 2 голосов)
52

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нина Пикулева

                 Став  мамой,  я  вдруг  поняла:  а  ведь  нас  никто, нигде  и  никогда не  учил  и  не  учит  быть… родителями!  В  школе - начальные  знания, в  ВУЗах  -   азы  профессии,  а  с  семьёй  далеко  не  каждому  повезло… И получается… на  самотёк  пущено  самое  трудное, самое  ответственное и  главное  дело  жизни  каждого  из  нас:  воспитание  человека!
                  Сколько  непоправимых  ошибок совершаем  мы, молодые   родители, воспитывая  своих  детей вслепую, не имея элементарного представления ни о психологии каждого возраста, ни об «устройстве» нашего организма, ни о том, как не навредить ему… К чему приведёт незнание элементарных правил в общении с ребёнком -  красоте или уродстве  его души? И раскроется  ли душа ребенка в семье, где до него нет дела собственным родителям?  Как научиться самому и научить его чувствовать свет души другого человека? Как не впустить агрессию в его характер? Боже мой, сколько вопросов!

               Став  мамой,  я  вдруг  поняла:  а  ведь  нас  никто, нигде  и  никогда не  учил  и  не  учит  быть… родителями!  В  школе - начальные  знания, в  ВУЗах  -   азы  профессии,  а  с  семьёй  далеко  не  каждому  повезло… И получается… на  самотёк  пущено  самое  трудное, самое  ответственное и  главное  дело  жизни  каждого  из  нас:  воспитание  человека!
Нина Пикулева                  Сколько  непоправимых  ошибок совершаем  мы, молодые   родители, воспитывая  своих  детей вслепую, не имея элементарного представления ни о психологии каждого возраста, ни об «устройстве» нашего организма, ни о том, как не навредить ему… К чему приведёт незнание элементарных правил в общении с ребёнком -  красоте или уродстве  его души? И раскроется  ли душа ребенка в семье, где до него нет дела собственным родителям?  Как научиться самому и научить его чувствовать свет души другого человека? Как не впустить агрессию в его характер? Боже мой, сколько вопросов!

                 Я  посвятила  этим  вопросам,  а  точнее -  ответам на часть  из них,   бόльшую  часть  своей  жизни, книги  и  встречи,  беседы  и  семинары. В  основе моего  творчества  и  бесед  с  молодыми  и  будущими  родителями  лежат главные  принципы народной  педагогики. Эти принципы прошли испытание временем и несут в себе главное -  здравый смысл.  Надеюсь, что это выльется когда-нибудь в  решение государства,  заинтересованного в здоровом поколении, в создание Института родителей, а пока…
                 А пока  я как гражданин и как поэт  говорю и говорю, и говорю о том, что чувствую всем сердцем и в течение многих лет обращаю внимание старшеклассников и студентов  на  эту  сторону жизни. И выхожу к ним с темой: 

«Это мы не проходили»

или
родителями  не  рождаются

 Эпиграфом в нашем  камерном разговоре-семинаре служат мои  программные строчки:

                                                     В  накрахмаленной  сорочке
                                                     Перед  вечностью  стою,
                                                     Хоть  совсем  уж  не  для  дочки
                                                     Колыбельные  пою
                                                     И  в  потешки  пеленаю,
                                                     Сердцем  грея, малыша
                                                     У  него, я  это  знаю,
                                                     Будет  русская  душа!

ПОЧЕМУ   ТАК?


            Если вы купили автомобиль, то кто же этого не знает, из магазина вам на нём не выехать… Неважно, что в  автомобиле все четыре колеса на месте – существуют правила!  Машина без номера, вы без водительских прав, и  вы не в сказке, где многие моменты опускаются… В реальной жизни всё нужно прочувствовать и ощутить на собственной «шкуре» - подготовиться к новому шагу в жизни, сдать экзамены, пройти медкомиссию и т.д., чтобы  получить, наконец,  права на вождение…
           Но почему же за воспитание собственного ребёнка берётся любой, кто  способен его родить?  Любой,  не имеющий ни элементарных знаний и навыков, не чувствующий ответственности за него… Да,  верно, что у каждого из нас есть право на создание семьи, но каждый ли сумеет справиться без подготовки с таким серьёзным делом? А между прочим, об элементарных знаниях и навыках задумываются  в 99 случаях из ста молодые пары  лишь в тот момент, когда младенец оказывается на руках… Вот тут и  происходит «озарение» : А как его воспитывать?  С чего начинать?

          Я понимаю,  история нашей страны со всеми многотрудными экспериментами и войнами никак не способствовала решению этого мирного и очень важного вопроса,  но почему он  всё ещё, в начале ХХ1 века,  не в поле зрения специалистов? Разве  мысль о необходимости  создания  Института  Родителей  не  очевидна? Разве  аргументы  не на каждом шагу?  Или у нас  исчезли  мудрые, авторитетные и здравомыслящие  люди?

        Давайте вместе прочтём  начало статьи в газете «Дошкольное образование» за  март 2002г. :

«Даже  многие  опытные  педагоги
не знают, как проводить
развивающие  занятия с детьми,
еще  не  умеющими  ходить…
Возраст  ДО  ОДНОГО  ГОДА –
один  из  самых  трудных  для  взрослых.
Но очень часто
последующие  трудности  у  детей
связаны  с  упущенными
в  этом  возрасте
возможностями  развития…»

                   
И это говорят специалисты, имеющие педагогическое образование. А что происходит в наших семьях? И почему так много ныне аутичных детей?  Почему дети всё чаще говорят на «птичьем» языке? Почему не умеют отгадывать самых простых загадок? Почему они агрессивны? Почему не умеют думать? И ещё тысяча почему, почему, почему…


КУЛЬТУРА  СЕМЬИ


            Чисто не там, где убирают, как говорится в пословице, а там, где не сорят. Но ведь чтоб не сорили, нужно, чтобы родители привили ребёнку культуру поведения, а это гораздо сложней, чем заплатить дворнику за то, чтобы он убирал с газонов фантики и окурки… Вот так и живём среди жутких  заметок на стенах и неистребимого мусора, куда ни глянь…И думается  об утраченном природном даре каждого человека – совести, которая поддерживается только его внутренней культурой. И разве не жаль, что о ней, о культуре, так мало у нас говорят…
           Да, она многогранна, она – везде и во всём: в том, как мы думаем, как мы одеты, как мы ведём себя дома и в обществе, как  говорим, как  работаем, отдыхаем… И всё это закладывается в нас  с  детства, а значит – в  семье. Цепочка, которую так просто проследить!
           Бесчисленное множество примеров скопилось в памяти моей за эти годы, примеров жутких, виденных своими глазами. Какой там помнить о душе ребёнка! Родители об этом и не думают! О личности не может быть и речи – ребёнка загоняют в угол, как зверька…
Его наказывают, выставляя  на час на балкон зимой в домашней одежде и тапочках… Ему дают хлебнуть «пивка» в жару, когда он только что проснулся в своей коляске с крытым верхом… Его обволакивают табачным смрадом и обкладывают матерщиной…Вот она, культура наша, оберег души наивной, чистой!

         Нет, не забыла я о главной теме разговора – Институте Родителей. И не свернула с темы. Затронула больную. Которой бы, возможно, не было, когда бы Институт Родителей настроил на другое, на главное предназначенье человека… Помог бы посмотреть на себя другими глазами, со стороны и увидеть себя в другом, лучшем свете, и настроить на то,
что не готов стать родителем – не спеши им стать! Подумай и реши для себя, что можешь ты, сегодняшний, дать своему ребёнку? Чему научить? 

         Не раз во время наших встреч со старшеклассниками с их лиц сходила  липа  высокомерного превосходства  перед нашим поколением… Совсем другими становились их глаза,  их  лица, они задумывались и теперь уже прислушивались к опыту… И становились  благодарными за откровенный, честный и серьёзный разговор …

 
ПУСТЬ  ОГОНЬ  УПАДЁТ  С  НЕБА       
                         

                                       «… Не следует обольщаться тем, что вот вы поняли что-то важное  
                                  и громко высказали это, и все тут же согласятся с вами, начнут  жить
                                  иначе, поступать как нужно. Так не бывает. Надо раскладывать костёр, 
                                  а огонь упадёт с неба.»  
С.Маршак.                     
                                                                                                                                     

          С тех самых пор, как я задумалась о том, что нас нигде, никто и никогда не учил и
не учит быть родителями, прошло ровно тридцать лет и три года, как в сказке. Что изменилось за это время? Могу признаться честно: я постоянно, неустанно шла в этом направлении. И кое-что мне сделать удалось. Вот главное: с моей идеи и подачи началось создание школ для грудничков и их родителей у нас в Челябинске. Ещё в 1995г. открылась первая, в 1996г. вторая школа грудничков, теперь их – много-много-много! И в городе, и в области. Но я то знаю, это – первая  ступенька  Института  Родителей. И мы сейчас на эту ступеньку встали уверенно и прочно, она  вписалась  в  жизнь.  И мамочки довольны – они уносят из этих школ и знания, и опыт, и культуру. Культуру материнства, культуру отцовства, культуру  семьи. Дело это негромкое,  но оно – есть!   
          И всё это время, где бы я ни была,  когда это было к месту, я говорила о своей мечте государственного  масштаба – создании Института Родителей. Не буду называть организаций,  я к ним специально не ходила…Но сеяла идею, как зерно.  А ведь зерно, упавшее на землю, должно «привыкнуть»  и «почувствовать», что земля сырая, тёплая,
 родная!  А  колосок – впереди…
         Так что же такое Институт Родителей ? Нет, это не мечта романтика, поэта. Это – школа жизни.  Реальной, а не абстрактной  жизни, в которой нам пригодятся не формулы и графики, а  окно  в  свой завтрашний день с его вопросами и проблемами и  умение эти вопросы решить достойно, с уважением к себе и людям. Эта школа жизни  могла бы вписаться в систему обучения если не в общеобразовательной школе,  то в колледже и ВУЗе.  Её программа должна быть разработана специалистами высочайшего класса, умудрёнными достойным жизненным опытом ( не теоретиками от науки). Специалистами из самых разных сфер жизни – от медиков до фольклористов.  И такими же  людьми, не обязательно с научными степенями, - преподаватели, которых  уважали бы старшеклассники и студенты.  Вот здесь я слышу гул сомнений-возражений… И всё же есть у нас такие кадры, есть! Страна – большая и самая главная драгоценность в ней – люди добрые!


 
          Материал подготовлен автором для альманаха «Урал читающий» - 2009г, для сайта Deti74.ru материал предоставлен автором.

gr2android

© Максимовы Иван и Аида

Перепечатка писем из форумов запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих писем. Перепечатка материалов из всех разделов сайта запрещена без письменного согласия Максимовой А.Т. и авторов. Все права защищены. Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, на доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.

По вопросам рекламы: +7 950-745-21-34, reklama@deti74.ru    Политика конфиденциальности